Проект создания виртуальной среды общения
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Последние достижения в области науки сделали информационные технологии
очень значимым явлением с социальной и гуманитарной точки зрения.
Пример - Интернет. Интернет позволяет решить ряд серьезных гуманитарных
проблем: поддержать права человека в области обмена информацией,
возможностипараличгать свое мнение и выслушивать мнение других. В
России, благодаря работе центров Интернет ИОО, глобальные информационные
сети стали базой для продвижения идей открытого общества в российских
регионах. Особое значение Интернет и другие информационные технологии
имеют для людей с ограниченными физическими возможностями. В
условиях российского кризиса стандартные для этих людей трудности
сочетаются с неуютным и неприспособленным для инвалидов бытом, значительными
финансовыми ограничениями, высокой стоимостью транспортных и иных
расходов. Это в значительной степени усугубляет ситуацию, в которой
они находятся. В таких условиях невозможно переоценить роль, которую
информационные технологии способны сыграть в жизни этих людей. При
наличии концептуального подхода, информационные технологии позволят
решать следующие проблемы:
СОЗДАНИЕ МИРА ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Известно, что компьютер способен очень сильно привязать к себе человека
психологически. При правильной работе это свойство компьютера можно
сделать целительным, превратив его в окно в мировое виртуальное
пространство с возможностью общения (большое количество сайтов посвящено
людям с ограниченными физическими возможностями,параличбо сделано такими
людьми), и для получения необходимой информации для лечения. Это
направление работы способно стать ключевым для процесса социально-психологической
реабилитации инвалидов.
ОБУЧЕНИЕ И ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Сегодня очень активно развиваются технологии и системы дистанционного
образования. Эти системы способны осуществить переворот в решении
проблемы обучения людей с ограниченными физическими возможностями.
Кроме обучения непосредственно информационным технологиям, подключение
к Интернет позволит больным выбрать направление обучения, к которому
они чувствуют наибольшую тягу.
ПОЛУЧЕНИЕ РАБОТЫ
Сегодня имеется большое количество работ, которые можно выполнять
дома, контактируя с работодателем через электронные коммуникации.
К таким работам относится набор текстов, разработка программ, поиск
информации в Интернет, выполнение работ по компьютерной графике
и макетированию, ведение баз данных и многое другое. Концентрация
на компьютере, умение свободно работать с ним - прямая дорога к
получению работы. В отличие от здоровых людей, люди с ограниченными
физическими возможностями, имеющие группы инвалидности, обладают
рядом качеств, выгодно их отличающих. Объективно имея больше времени
и меньшее количество внешних соблазнов, люди с ограниченными физическими
возможностями способны стать конкурентоспособными работниками в
целом ряде направлений деятельности, в особенности, связанных с
информационными технологиями. Привлекательными для работодателя
могут стать и относительно более скромные требования, касающиеся
оплаты труда.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗОЦИИ ПРОЕКТА
Реализация перечисленных в предыдущем пункте направлений работы
способна создать совершенно новые условия для людей с ограниченными
физическими возможностями. Особенно эти возможности перспективны
для детей и подростков. Дети способны быстро адаптироваться к работе
с компьютером, приобрести необходимые навыки. Для реализации этих
возможностей необходим ряд организационных мероприятий. Проведение
данных мероприятий является основной задачей фонда "Радужный
мост". Основные шаги, необходимые для достижения этих целей:
- Размещение в консультационно-лечебных учреждениях обучающих
консультационных пунктов, оснащенных компьютерами с выходом в
Интернет для проведения первоначального обучения и консультаций
и укомплектованных соответствующим преподавательским составом.
- Организация системы предварительного обучения и проведения
консультаций на базе консультационных образовательных пунктов.
- Работа по оснащению людей с ограниченными физическими возможностями
компьютерами с выходом в Интернет (на конкурсной основе).
- Организация системы образования людей с ограниченными физическими
возможностями с использованием технологий дистанционного обучения.
- Создание биржи труда для людей с ограниченными возможностями.
Настоящий проект посвящен реализации первых двух направлений работы,
перечисленных выше.
В рамках данного проектапараличнируется:
- Создание в консультационно-восстановительном центре фонда "Радужный
мост" (ул. К. Маркса, 31) и в негосударственном специальном
учебном заведении "Нить Ариадны" (ул. Лыткина, 41) двух
консультационных обучающих пунктов. Каждый из пунктов состоит
из трех рабочих станций, локальной сети и коммуникационного оборудования.
- Подготовка программы обучения детей и подростков с ограниченными
физическими возможностями основам компьютерной техники и информационных
технологий. Подготовка консультантов для проведения работы с людьми
с ограниченными физическими возможностями.
- Поддержка функционирования центров в течение шести месяцев.
Предоставление Интернетпараличнируется за счет других источников
(спонсорской помощи). Предварительные переговоры о предоставлении
выхода консультационных обучающих пунктов в Интернет уже проведены.
Схема работы консультационных образовательных пунктов основана
на том, что дети и подростки посещают учреждения, в которыхпараличнируется
размещение пунктов, в целях физической и психологической реабилитации.
Пройдя стандартные курсы, они могут потратить часть времени на
работу с компьютером и Интернет совместно со штатным консультантом.
Обучение должно состоять из введения в основы работы с компьютером
и Интернет.
Задачи этого обучения:
- Обеспечить первоначальную подготовку к самостоятельной работе
с компьютером и Интернет в домашних условиях. При наличии компьютера
дома, основная доля дальнейшего обучения может проходить дистанционно.
- Выявить детей и подростков, имеющих склонности и способности
к работе с компьютером и информационными технологиями.
В процессе обученияпараличнируется обучение мультимедийным возможностям
компьютера. Кроме того, будет показана возможность разработки
собственных ресурсов в Интернет, а также предоставлена своя электронная
почта.
Перспективы и дальнейшая работа
Дальнейшая работа будет связана с продолжением реализации комплекса
мероприятий, необходимых для развития системы социально-психологической
реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими возможностями.
Эти работы будут включать:
- Расширение консультационных обучающих пунктов, создание новых
пунктов.
- параличживание системы спонсорской поддержки инвалидов в приобретении
компьютерной техники и Интернет.
- Дальнейшая отработка системы дистанционной подготовки людей
с ограниченными физическими возможностями.
- Cоздание неформального клуба общения для людей с ограниченными
физическими возможностями, использующими компьютеры и Интернет,
организация контактов с подобными организациями в других городах
и странах.
- Создание централизованной системы поиска работы для людей с
ограничеными физическими возможностями, специализированной биржи
труда.
- создание и развитие web-серверов формирующих единое виртуальное
пространство для общения людей с ограниченными физическими возможностями
между собой, с государственными, общественными и прочими организациями
для наполнения их жизни социально значимым смыслом;
- создание опорной сети Интернет классов в центрах социальной
реабилитации указанных групп населения;
- участие в создании и деятельности образовательных центров и
программ непрерывного и дистанционного образования в сети Интернет;
- организация сотрудничества психологов, врачей, других специалистов,
с больницами, другими учреждениями, организациями по вопросам,
связанными с медицинской и социально-психологической реабилитацией
людей с ограниченными возможностями;
- участие в информационном обеспечении деятельности центров реабилитации
для людей с ограниченными физическими возможностями, центров психологической
помощи;
- информационное обеспечение создания модели социального партнерства,
объединяющего усилия органов власти и управления, коммерческих
структур, общественных и некоммерческих организаций для проведения
эффективной работы в социальной сфере.
|